Общественный фонд «Смайл.КейДжи»
Название организации:
Общественный фонд «Смайл.КейДжи»
Деятельность организации:
Общественный фонд «Смайл.КейДжи» ведёт свою деятельность с марта 2010 г. Миссия фонда – защита прав и продвижение интересов детей и молодых людей с инвалидностью. Приоритетное направление деятельности – развитие инклюзивного образования, поддержка семей, воспитывающих детей с аутизмом.
Название проекта:
Совместное обучение
Описание
Для того, чтобы каждый «актёр» понял эмоциональное состояние своего персонажа и смог выбрать адекватные выразительные средства для его изображения на сцене, режиссёру-педагогу необходимо в первую очередь детально ознакомить детей и подростков с художественным произведением, по которому планируется постановка спектакля. Необходимо вдумчиво, с выражением прочитать это произведение детям и подросткам вслух, обсудить характер каждого героя, выяснить, какими их представляют себе дети, обыграть каждого персонажа в виде этюдов: как двигаются, разговаривают герои, какова будет у них мимика.
После этого постараться, чтобы все дети и подростки попробовали изобразить героев будущего представления, посмотреть, у кого какая роль может получиться лучше («типаж»). Далее – распределить роли, обсудить и изготовить костюмы и декорации. И приступать к репетициям, чтобы порадовать и себя, и зрителей прекрасным спектаклем.
Проблематика:
В ходе практической деятельности можно столкнуться с тем, что актёрские способности детей и подростков с особыми нуждами и развивающие возможности театральной деятельности используются не в полном объёме. Объясняется это следующими причинами:
- отсутствие массовости в приобщении к театру;
- недостаточное осознание влияния театральной деятельности на развитие детей и подростков;
- ограниченный опыт детей и подростков в восприятии театрального искусства, в ходе которого знакомство с театром (в детском саду, школе и в семье) является бессистемным и поверхностным.
Поэтому для развития актерских способностей у детей и подростков с особыми нуждами необходимо обеспечить серьёзный комплексный подход к этому вопросу, особенно с психологической и воспитательной точки зрения.
Целевая аудитория:
Дети с инвалидностью и их родители; организации, помогающие людям с инвалидностью
Путь к успеху:
Прошёл ряд онлайн-встреч: ознакомительная, по обмену опытом и по обсуждению составления методического сборника рекомендаций по развитию новых форм включения людей с инвалидностью в образование через инклюзивный театр.
В конце октября 2022 года в г. Бишкеке состоялся мастер-класс «Инклюзивный театр как одна из форм образования для детей и молодых людей с инвалидностью». В мероприятии приняли участие 9 участников и 2 специалиста-тренера – Султаналиев Рустам и Смирнова Ксения из театра «КонтАкт». Это первый мастер-класс в рамках программы «Совместное обучение» проекта Ассоциации развития образования в Кыргызстане (АРОК) при финансовой поддержке ASPBAE.
12 ноября 2022 года в г. Оше впервые был организован мастер-класс по сценическому мастерству «Инклюзивный театр как одна из форм образования для детей и молодых людей с инвалидностью». Это второй мастер-класс в рамках программы «Совместное обучение» проекта Ассоциации развития образования в Кыргызстане (АРОК) при финансовой поддержке ASPBAE. В мероприятии приняло участие 25 взрослых, в том числе 4 мужчины и 21 женщина, а также дети – 4 мальчика и 4 девочки. Общее количество участников – 33. Активно участвовали люди с инвалидностью и родители с детьми с особыми потребностями, воспитатели инклюзивного детского сада и специалисты – психологи дневных центров, преподаватели и студенты психологии и социальной работы.
Тренеры – привлечённые специалисты: Анастасия Колодяжная из г. Бишкека является гражданской активисткой по продвижению инклюзии, координатором программ фонда «Жаныртуу», социальным педагогом по творческому развитию ребят с инвалидностью, основателем и руководителем социальной мастерской и инклюзивного театра; и Елена Дробышевская – логопед, являющаяся актрисой театра «Инклюзион» (г. Санкт-Петербург, Россия).
Результат:
- 45 человек из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана познакомились с деятельностью АРОК и получили новые знания и навыки образования детей и молодых людей с инвалидностью через искусство. Участвуя в программе, получили навыки организации инклюзивного театра как одной из форм образования для детей и молодых людей с инвалидностью. 35 участников готовы применять полученные знания и навыки в своей работе и в жизни.
- Создан электронный сборник материалов и рекомендаций по организации инклюзивного театра на опыте инклюзивных театров Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран.






